Длиннопост от Никиты Путешествие в колыбель цивилизации. 2 сентября мы прилетели в Ливан. Очень многие (включая меня) удивлялись странному выбору места для отдыха, но побывав там, могу заявить однозначно — это путешествие оказалось одним из лучших в моей жизни, а все кто там еще не был — завидуйте :) Добирались мы туда через Москву и Турцию, проведя больше суток в пути и целую ночь почти не спали. В аэропорту нас встретила наша очаровательная подруга, и едва мы скинули у нее дома вещи, не взирая на наше желание отоспаться, она нас тут же потащила гулять... В тот день особых приключений не было: просто прогулялись по набережной Бейрута, , Катя устроила фотосессию с местными собачниками и их питомцами, попробовали ливанскую кухню, а затем, наконец нам позволили поспать. На этом приключения первого дня кончились. На второй день с утра мы съездили на пляж, а затем посетили первую главную достопримечательность: пещеры Джейта. Таня выступала нашим проводником и затащила нас туда чуть ли не силком, мы упирались «были мы в разных больших пещерах, ничего интересного!»... разумеется, мы были не правы. Когда мы зашли в первый зал, в сравнении с пещерами, которые мы видели в Индии (в долине Араку) — ничего особенного. Во втором зале было что-то похожее по размаху. В третьем зале я сказал «Ну, надо признать, в Индии мы видели пещерку поменьше». Четвертый зал был еще более впечатляющим, а в пятом мы наконец пришли в основную пещеру. Вы когда-нибудь представляли себе сказочный город гномов, вырезанный в скале? Побывав в Джейте, я понял, как такие города должны выглядеть: там, если вдоль стен организовать домики, действительно могут вполне свободно жить несколько сотен, а может, и тысяч человек. В самой высокой и глубокой точке, судя по ощущениям, может в высоту поместиться Лахта-Центр: прожекторы с трудом пробивают до вершины потолка, при этом, нижние ярусы тоже теряются в дымке. Стены усеяны сталактитами и сталагмитами, которые сплетаются в причудливые фигуры и выглядят иногда скульпурами, сотворенными природой. При этом только небольшая часть пещеры облагорожена и доступна туристам, ее все еще продолжают исследовать, а до самых далеких ее подводных частей еще не добирались даже экспедиции дайверов. Да, по водяному уровню пещеры можно прокатиться на лодке, это прикольно и красиво, там классная подсветка, но после колоссального верхнего уровня меня почти не впечалтило). В общем, очень обидно, что там нельзя фотографировать и реально за этим следят :( Вечером того же дня мы поднялись на гору в городе Джуния и встретили закат с шикарными видами у статуи Матери Ливана. Описывать эту часть подробно не буду — на фотках видно красноречивее:) Утром третьего дня мы посетили национальный музей Бейрута... что я могу сказать? Ну, Кате понравилось, а меня как-то приводили в исступление таблички с гениальными описаниями: у каждой второй статуи Римского периода там пояснение «античная статуя». Я знаю, откуда родом был Кэп! Он там даже работал в музее! 😆 Ну а если серьезно, то там есть на что поглазеть, но не рассчитывайте получить какую-то информацию сверх того, что написано в гиде по Бейруту. Во второй половине дня мы посетили Библос — место, где уже были поселения 9000 лет назад (сам город возник 6000 лет назад), а когда именно они там появились точно — неизвестно до сих пор. По одной из теорий, именно из Библоса на запад проник алфавит, но больше всего мне понравилось читать историю этого места в путеводителе. В мозгу происходит небольшое замыкание, когда сначала читаешь, как на этих местах расцветали и распадались цивилизации, происходили битвы, одну империю сменяла другая, которая потом тоже приходила в упадок, а затем... был написан Ветхий Завет. Еще городок запомнился тем, что там есть красивые римские развалины (см. фото), а в современной части повсюду используются римские саркофаги как горшки для растений и предметы уличного декора. На четвертый день с утра мы посетили Музей минералогии. Нам там очень понравилось: много интерактивных вещей, различные причудливые минералы и окаменелости можно разглядывать часами, и узнать много нового. Подробнее на фото. Вечером того же дня нас повезли в Факру — развалины римского храма в горах. Храм не маленький и неплохо сохранился, но особенно он выделяется по нескольким причинам: 1) Когда мы были там (четверг, несколько часов перед закрытием), кроме нас, там никого не было. Вообще. Только один человек персонала на кассе, лазай где хочешь, делай что хочешь, никто не следит. 2) Скалы необычной формы, вымытые ветром до состояния естественных лабиринтов (см фото). Нигде таких больше не видел. 3) Очень красивые виды: храм стоит на краю живопиного утеса. Кстати, в его окрестностях есть еще несколько развалин, которые не являются музеем, а также естественный мост — огромная скала, вымытая руслом ручья. Когда будете смотреть фото, обратите внимание: на всех фото есть люди, просто они настолько маленькие на фоне громадины, что их легко не заметить. На пятый день мы отправились гулять по историческому центру Бейрута. Город сам по себе довольно необычный: в иных районах кажется, будто ты гуляешь по старому европейскому городку, в других — по арабскому, а в подавляющем большинстве — по их смеси. Мечети сменяются католическими храмами, у центральной площади на одном фото можно увидеть и серп на шпиле большой мечети, и крест на центральном храме рядом. В центре главной площади стоит один из самых необычных памятников гражданской войне, которые я когда-либо видел. Власти города просто не стали реставрировать бронзовую скульптуру, которая до сих пор осталась вся в отметинах от пуль, и даже местами пробита насквозь. Гражданская война в этой стране длилась с 1975 по 1990-й год, страна уже вполне оправилась, но принимает все усилия, чтобы память о пятнадцати годах ужаса осталась в сердце каждого жителя, и горячая молодая кровь трижды подумала бы, прежде чем хвататься за оружие. И надо признать, во всей стране обстановка действительно спокойная. Хотя каждые несколько километров можно увидеть военный пост, уровень преступности довольно низкий, народ (даже военные на этих самых постах) —очень дружелюбный и гостеприимный, несмотря ни на какие различия в вере и расах местных жителей. Вечером пятницы мы отправились в Сайду — мусульманский город на юге Ливана. Он знаменит несколькими вещами: -Огромный восточный рынок, который занимает почти весь центр города; -Крепость крестоносцев, которая целиком занимает небольшой остров (см фото); -Восточные сладости. Сайда в древние времена была известна производством пурпурной ткани: этот редкий и дорогой в те времена цвет производился из моллюсков. И с тех пор городок стал центром торговли: многие торговые суда плыли целенаправленно в Сайду за пурпуром, а заодно — и за всем остальным, видимо, поэтому базар здесь разросся до огромных размеров. С рынком у нас получилась забавная история: 95% лавок на нем было закрыто, т.к. мы приехали накануне мусульманского праздника. На удивление, закрытый рынок напоминает старинный итальянский городок! Мы с удовольствием по нему прогулялись: кто еще может похвастаться, что был на закрытом восточном базаре?) Вообще, я не особо люблю восточные сладости. Однако, в Ливане (и конкретно в Сайде) они настолько хороши, что я тоже ими обжирался вместе со всеми :) Сочащиеся медом, свежие, тающие во рту, даже сейчас вспоминая, слюнки текут) Тем более, они там довольно дешевы. Большую часть субботы мы провели на пляже White beach, где старались за один день назагараться на всю неделю в южной стране. Кстати, про пляжи Ливана — все нормальные пляжи здесь платные (и довольно дорогие, кстати). Мы выбрали именно White beach, т.к. там сравнительно низкие цены и сам пляж хороший. Более близкие пляжи имеет смысл посещать, только если вы путешествуете в одиночку и на проезд вы потратите больше, иначе несколько человек отдадут на близком пляже приличную сумму. В воскресенье мы отправились смотреть главную достопримечательность Ливана — руины Баальбека. Они находятся довольно далеко (90 км от Бейрута по горным дорогам в сторону Сирии), поэтому мы рассматривали различные варианты, как туда добраться и пришли к выводу, что самый удобный и бюджетный вариант — взять в аренду машину на сутки. Стоимость — 30 баксов + бензин. Сразу скажу, очень хорошо, что мы оставили Баальбек напоследок, иначе бы все прочие крепости и развалины показались бы нам просто карликами. Почему? В Баальбеке находится КРУПНЕЙШИЙ В МИРЕ храм Юпитеру и рядом с ним — самый крупный и хорошо сохранившийся храм Бахусу. Иначе говоря, в Италии и Греции аналогичные храмы — просто крошки, в сравнении с этими исполинами. Обязательно см. фото. Размеры колонн исполинского храма сопоставимы с 9-этажным зданием по высоте. Храм Бахусу сохранился довольно хорошо: чтобы понять размеры его большого брата, попробуйте увеличить его раза в полтора. Находясь там, чувствуешь себя просто муравьем, который пришел в гости к титанам. Когда римляне строили этот храм, они намеревались построить чудо света. Что я могу сказать? Им это явно удалось. Жаль, землетрясения и войны уничтожили это чудо почти целиком. Те же самые колонны, например, обладали свинцовым стержнем внутри. Солдаты специально разрушали некоторые из них, чтобы достать свинец и пустить его на пули. Камни шли на укрепления, широкие проходы и окна превратились в бойницы. Результат — рукотворное чудо было на 80% уничтожено, и частично восстановлено совсем недавно. В последний (восьмой) день путешествия мы снова погуляли по центру и решили сходить в музей современного искусства. Судя по описанию в путеводителе, он «отреставрирован так, чтобы сохранить ущерб, принесенный зданию во время гражданской войны». Мы даже не сразу поняли, что это именно то здание, потому что, когда пришли на нужную площадь и огляделись по сторонам в поисках обстрелянных стен, сразу нашли искомое, и, не сомневаясь ни секунды, пошли в противоположную сторону от музея. Подойдя вплотную, мы осознали свою ошибку: обстрелянных аварийных зданий рядом оказалось сразу два, в обоих явно кто-то жил и никак эта иллюстрация ужаса не может быть музеем. Мы вернулись на площадь, сверились с онлайн картой и направились на этот раз в правильную сторону. Выглядит он забавно: отметены от «пуль» в стенах находятся на равных расстояниях друг от друга идеально ровные и абсолютно одинаковых размеров) Воспринимается как что-то вроде диснеевской версии после того, как увидишь реальный дом, с частично упавшей на верхний этаж крышей, изрешеченный, как крупно-, так и мелкокалиберными снарядами, а также осколками от взрывов. Музей оказался закрыт в понедельник, поэтому вместо него мы просто еще погуляли по округе). Самое странное — это единственное место, где мы видели аварийные дома времен войны в Бейруте. Вполне возможно, что их оставили там специально. Закат мы встретили на набережной и отправились в аэропорт, где столкнулись с самой большой пробкой из людей, которую я когда-либо видел. Зная о том, что мы потеряем много времени на ночном рейсе, мы пришли в аэропорт за 4 часа до вылета, и у нас оставалось только 20 минут до посадки, когда мы до нее дошли (прохождение всех процедур заняло 3 часа 40 минут). Океан людей на фото — это все — самая первая очередь. За ней нас ждало еще несколько, поменьше) А теперь, несколько моментов, которые хочется отметить про Ливан! 1) Язык. Без языка в Ливане никак. А лучше — двух. Со свободным английским и базовым французским мы находили общий язык в 80% случаев, без французского этот процент снизился бы до 60 (Как в России, только туристические места с английским). Государственный язык — арабский, второй по популярности — французский (бывшая фр. Колония), на английском говорит примерно тот же % населения, что и в России. На русском нет НИЧЕГО. Поэтому ехать нужно обязательно как минимум с 1 человеком с английским на уровне не ниже intermediate. 2) Валюта. В Ливан нужно ехать с долларами. Курс зафиксирован: 1 доллар=1500 ливанских лир, обменников не существует, во всех магазинах принимают доллары, очень удобно:) 3) Дорожное движение. Ливан действительно находится где-то между Европой и Азией. Если в таких странах, как Индия, на дорогах творится абсолютный хаос, то в Ливане российский водитель может без опаски сесть за руль. Водят все более или менее прилично, но нужно знать 2 вещи: - Местные не пользуются поворотниками (однако, знают, зачем они нужны и, как правило, не подрезают, если ты перед маневром поворотник включил) - Если перед вами машина вдруг заморгала аварийкой — значит, она собирается резко затормозить. То есть, уже резко тормозит. Сразу отвечу на логичный вопрос: нет, у Ливанских машин тоже есть стоп-сигналы, которые включаются при нажатии на тормоз, и они работают, но традиция есть традиция. 4) Обязательно нужно попробовать местный стрит-фуд! Очень вкусно, сытно и дешево! Мы им объедались: лепешки — мануши, если с мясом — то ляхме (мясо) бажин (хлеб). Мы их брали в одном и том же месте — Google его знает как Snack Ghlayini на улице Saeb Salam. Лепешки там готовят прямо при вас, а владелец этой кафешки даже немного говорит по-русски, хоть и не часто в ней бывает. Все здесь на арабском, но можно ткнуть пальцем в то, что ты хочешь, тебя поймут и не возьмут лишних денег) 5) Мы стали завсегдатаями одного ресторана — Swiss butter. У него всего одно блюдо —недорогие стейки различных видов, но делают они их ВОСХИТИТЕЛНО вкусно. В ресторане всегда куча народу, иногда приходится 20-30 минут подождать, пока освободится стол. Там же можно попить вкусное ливанское пиво /вино :)